Ես Հայաստանում եմ (Я в Армении)

Victoria Davydova
(Saint-Petersburg, Russia)

Image

Самолет приземлился в аэропорту Звартноц. Каковы были мои ожидания? Мне казалось, что как только я встану на армянскую землю, меня охватит такое чувство, которое возникает в случае возвращения на Родину. Но этого не случилось. Из чего можно извлечь первый урок: Армения, как реальная страна – не совсем то, что мы храним в своих сердцах, и асфальт после трапа практически везде одинаков.

Но я не оставляла надежды увидеть что-то, что заставило бы меня осознать: «Я в Армении». И этим долгожданным символом явилась фраза, первая фраза, которую я не без труда, конечно же, прочитала по-армянски: «բարի վերադարձ». Բարի վերադարձ – «доброго возвращения», или же в английском варианте «welcome home» – «добро пожаловать домой». Казалось бы, что тут особенного, аэропорт в Армении радостно встречает возвращающихся армян домой на лето, а в некоторых случаях может быть, и навсегда. Но лично для меня – не все так просто.

Я родилась в городе Баку, где родились и выросли мои родители, бабушки с дедушками, а корни моих предков из Арцаха. После событий, произошедших в этом городе в 1988-89гг, моя семья переехала в Санкт-Петербург, где уже выросла я. Для чего я все это рассказываю? Дело в том, что для большинства армян со схожей биографией существует проблема осознания Армении – как своей Родины. Как я могу сказать, что Армения – страна, в которой я никогда не была, страна, в которой не жили мои родители, страна, чей язык не тот, на котором я думаю, что эта страна – моя Родина? Однако, Армения – это та страна, где живет мой народ, это та страна, где даже природа может поведать об истории нашей нации, и, наконец, эта та страна, что, так или иначе, представляет меня в мировом пространстве. Я задаюсь вопросом, могу ли я или любой другой человек, достаточно твердо заявлять о том, что он армянин, если он никогда не был в Армении, не жил здесь или же посещал ее только как турист? Поэтому я здесь. Я здесь для того, чтобы, в том числе получить ответ и на этот вопрос.

Я в Армении. Хожу по улицам и наблюдаю за людьми. Мне кажется, что поначалу  мои ощущения были похожи на то, что чувствовал Уильям Сароян, когда он впервые приехал в Армению. Здесь все армяне. Возможно, мои ощущения не были столь контрастными, так как в Петербурге я достаточно времени провожу в армянской общине и состою в молодежной организации, однако армяне Спюрка мне кажутся более единообразными, чем армяне Армении.

Я в офисе Birthright Armenia. Здесь собираются те, кто также приехал в Армению по схожей программе и работают в Armenian Volunteer Corps. Здесь можно встретить армянку из Уругвая или США, армянина из Канады или Бельгии, и это еще более занимательно. Я смотрю на всех участников Depi Hayk и вижу совершенно разных, в корне отличающихся друг от друга личностей, но для нас всех Армения – та причина, по которой мы вместе в одном помещении, вместе на экскурсиях,  возможно Армения – это та причина, по которой мы в принципе хотим быть вместе. Вопрос только в том, сохранится ли это желание за пределами страны в будущем.

Наверное, это один из самых трудных вопросов, который стоит перед армянским миром, каким будет развитие нашей Диаспоры, и как она будет взаимодействовать непосредственно с Арменией? И что такое «армянство» в универсальном смысле этого слова? Фамилия или имя? Внешность или язык? Я вижу среди других, и я сама являюсь примером того, как ни один из этих факторов не может быть окончательно определяющим.

Что думают об армянах Диаспоры местные армяне? Многие считают, что если ты не говоришь на армянском языке, то ты не знаешь, кто такой Ованес Туманян и чем он отличается от Александра Таманяна, чем так известен и дорог Егише Чаренц, и что значит Комитас и его творчество для нас.

В моих размышлениях пока слишком много вопросов. И в скором времени я надеюсь получить ответы или же вообще перестать задаваться ими, а может избрать для себя иной путь.

Для этого я здесь, ես Հայաստանում եմ:

Leave a Reply

