Продолжение следует

Виктория Давыдова, ’12 (Санкт-Петербург, Россия) Image

My experience, мой опыт, опыт пребывания в Армении, то, о чем просил меня написать на русском наш замечательный директор Севан Кабакян, то, что я сама обдумывала долгое время, и признаться планировала эту запись еще до своего отлета из Северной столицы России. Прошло 4 месяца с того дня, и вот я уже ровно как месяц в Петербурге, но до сих пор мне не удавалось, а может и не хотелось писать все эти строки. Ведь это бы означало, на самом деле, что все закончилось, закончились те сумасшедшие дни экскурсий и спокойные ночи в центре Еревана, а иногда бывало и наоборот, закончился период изучения Армении и, что более важно, изучения себя, самопознания – self discovery  как гласит лозунг Birthright Armenia. Всё это звучит для меня слишком официально и до последнего момента я до конца не осознавала, что возвращаюсь в Россию, даже по дороге из аэропорта домой, я всё спрашивала себя, а где же, где Арарат на горизонте? И до сих пор больно понимать, что тех замечательных друзей, которых я нашла в Армении – нет со мной рядом. Помню, я когда то сказала: «я не люблю Депи Айк за то, что эта программа создает все условия для того, чтобы ты полюбил свою Родину по-настоящему, окунает тебя в обычную жизнь страны, погружаясь в которую, ты становишься ее частью, и потом, все эти люди, все церкви, все реки и горы – от всего этого приходится оторваться, это очень больно». Я никогда не была в Армении, но я очень рада и безмерно благодарна, что мой первый опыт был с данной организацией, я рада, что мне не пришлось приехать на как турист, я благодарна за то, что мне удалось пробыть на земле своих предков больше чем стандартные две недели, и да, я всё же говорю спасибо за то,  что Birthright Armenia доставил мне эту боль, боль расставания с Родиной, потому что теперь я точно знаю, что я сама видела, слышала и чувствовала то, что чего мне не хватает. Многие армяне в диаспоре скучают по Армении, армянской культуре, армянам, в конце концов, и всё это способствует тому, что они ходят в Армянскую Церковь, принимают участие в жизни армянских общин, посещают различные концерты певцов армянской эстрады, но всё же, нам необходимо задуматься, на самом ли деле это делает нас ближе к Армении? Если Вы уверенно говорите «да», то задумайтесь, ведь сближение не может быть односторонним, если расстояние сокращается, то оно сокращается для обеих сторон, если вы считаете, что таким образом становитесь ближе к Армении, то думает ли она также о Вас? Или же 3 часовой концерт каких-нибудь эстрадных певцов лишь иллюзия того, что Вы оказались в том месте, откуда родом? Наверное, многие ждали от меня слов о том, какая же вкусная вода в Армении, хлеб, сыр, фрукты и многое другое. Безусловно, это так, но как долго еще мы будем устраивать из страны, которая нуждается в наших человеческих ресурсах, гастрономический рай для чревоугодия? Как сказала когда то моя host-sister Татевик: «Ереван стал похож на большую закусочную». Я призываю, если имею на это право, всех тех, кто хочет съездить в Армению, или тех, кто делает это постоянно, попробуйте выехать за пределы Еревана, его центра, попробуйте найти также и нетуристические достопримечательности, и вы будете удивлены, что их масса, вы прочувствуете настоящее дыхание армянской земли, изучайте неизведанное, для этого не нужны путеводители или аннотации к месту, это Ваша земля, это Ваша Родина, Вам не нужен профессиональный гид для того, чтобы ходить по дому.   Пообщайтесь с людьми, которые живут в сёлах, со стариками и детьми, бабушками или молодыми девушками, и Вы также будете приятно удивлены, что эти люди не жалуются на свою жизнь так рьяно, как это делает городское население, поезжайте в Арцах, и Вы будете вдохновлены тем, что все Ваши страхи относительно поездки – будут рассеяны героизмом, отвагой и смелостью простых жителей этого воинственного и гордого края. Безусловно, все впечатления индивидуальны и я лишь могу говорить о том, что  испытала сама, и что видела среди своих друзей. Но есть одно, что реально и неоспоримо – здесь и сейчас у нас нет другой Армении, есть та страна, границы которой очертили поле для нашей деятельности, и нет времени ждать чего то другого.  Да,  20 лет назад мы смогли отстоять и отвоевать исконные земли, но жизни погибших сыновей армянского народа были отданы не в ожидание изменения ситуации, а для того, чтобы оставшиеся жить – смогли эту самую ситуацию менять на свободной земле.  Конечно, меня обвинят в излишней наивности, будут заявлять, что на словах все легко, однако я видела, как приезжающие молодые юноши и девушки из диаспоры своим примером, своей работой, своими словами меняли взгляды местного населения на многие вопросы. И это многого стоит. Наши мысли неотделимы от дела и то, как мы рассуждаем – определяет нашу жизнь, я верю, что если мы начнем думать иначе, то и судьба Армении начнет складываться иначе.  Продолжайте, говорите, что это наивно, но я знаю, что это не так, потому что теперь за моими плечами есть опыт, реальный опыт нахождения своих корней. Image Я уже писала в предыдущих заметках об истории своей семьи, я родилась в Баку, где родились и выросли мои родители, мои предки, однако, по воле всем известных обстоятельств, моя семья оказалась вынужденной покинуть этот город, город, в котором они жили, город, многие стены домов которого пока еще помнят, что для него сделали армяне. Для нас и многих других семей, которые не смогли обосноваться в Армении – это означало одно: полный отрыв от своей истории, состояние, в котором, ты не можешь обернуться назад, положение, в котором ты не можешь отправить своих детей на лето к бабушке в деревню, ситуация, которая демонстрирует, как из летописи твоей семьи были вырваны целые страницы, которые уже не вернуть, и нет в этом надобности. Но, по моему мнению человек не может так жить, нам всем необходимо знать, где твое родовое гнездо, нам всем нужно иметь хотя бы возможность приехать туда, а когда ты лишен этого даже в мыслях, твоя жизнь, как человека на этой земле, становится неполноценной. Поэтому я решила, идти дальше и найти дом своего прадеда, который был родом из села Норшен Мартунинского района Арцаха.  Во время нашей первой экскурсии там, я была переполнена впечатлениями и не было возможности выделить время, чтобы заняться поисками, но во второй раз мне удалось остаться всего на 1 день дольше без группы, и я решила, что должна использовать данный мне шанс. Во многом, я благодарна замечательной семье в Шуши: Саро и Асмик Сарьян, которые приняли меня в своем доме и сделали всё, чтобы моя мечта сбылась. Глобальная армянская сеть дала свои плоды, и у бакинца Саро нашелся знакомый водитель тоже земляк, дальний родственник которого был родом из того самого села и проживал в Степанакерте. Таким образом, мы отправились к нему, чтобы заранее была возможность узнать, что то подробнее до того, как поедем в деревню. Когда мы подъехали к дому дяди Айвара, я почувствовала некоторое удивление…удивление тому, что этот человек, не зная меня, но услышав всего пару слов о моём желании – сразу же пригласил нас в дом, расспросил свою маму и решил ехать вместе с нами в Норшен, чтобы помочь на месте. Нет, я не удивилась тому, что он так себя повёл, я знаю и знала, что люди в Армении, как, впрочем, и во многих южных странах, более открытые, чем северные граждане, но в тот момент для меня важной мыслью было то, что я вряд ли такое встречу в своем городе. И как бы то ни было, мы тоже перенимаем образ мыслей тех мест, где живем. В Степанакерте во время авантюрного задания Birthright Armenia многие семьи открыли нам свои дома и приняли, как лучших гостей, хотя мы стучались наугад и все говорили на разных языках. Прошёл бы этот номер в Вашей стране? В Вашем городе? Вот, что меня стало беспокоить, то, что мы уже удивляемся тому, чему удивляться не стоит, так как это простое человеческое отношение к друг другу. Прошу читателя простить меня за отвлечения и разрозненность мыслей, но как иначе выразить текстом то, что чувствуешь дущой? Проехав практически плантацию тутовых деревьев, мы оказались в селе Норшен. Необычным оказался и вид деревни, все дома и заборы построены из белого плоского камня, непохожего ни на архитектуру Шуши, ни на типичные частные участки, и, прогуливаясь, можно ощутить, что блуждаешь по тесным улочкам старого городка. Там судьба свела меня и с еще одним прекрасным человеком, дедушкой Суреном, чья память в 80 лет настолько ясна, что он в точности вспомнил и моего прадеда, и его жизнь, и показал наш дом. Я была в стенах, в которых раньше были мои предки, ходила по той самой земле, откуда идет мой род. Я не могу в полной мере описать, что это значит для меня. Но могу сказать, что когда уста-Сурен безо всякой наигранности стал рассказывать о том, каким хорошим человеком был мой прадед Исраил, как много он добился и в селе, и в самом Баку, о том, какая прекрасная у них с прабабушкой была семья – я не смогла сдержать слёз и поняла, что именно это то, что я искала. Чтобы найти свои корни – нужно ощутить гордость за то уважение, с которым вспоминают твоих предков, и осознать ответственность за свои поступки, чтобы твоим потомкам – было что передать дальше. Никто из моих родственников не мог даже предположить, что я, в самом деле, это сделаю. И сейчас вдали от Армении, мне всё это кажется действительно нереальным, ведь простые совпадения, стечения обстоятельств позволили мне легко найти и вдохнуть историю своего рода. Хотя, быть может, это были не просто совпадения, а напутствие и помощь свыше… Как бы то ни было, в Армении я ощущала себя способной на разные безумства, и это чувство продолжает жить и сейчас во мне. В моем детстве не было детских лагерей, я никогда не гуляла допоздна во дворе, что сказать, родители всегда оберегали меня от возможных неурядиц, но, находясь всё это время с Birthright Armenia, я на деле усвоила одну простую истину: не стоит бояться прыгать, взбираться на горы или в кузов грузовика, спускаться в кромешной тьме или слышать голоса гуляющих по ночам шакалов, гораздо важнее – встать, когда упал, и пойти дальше, найти в себе силы – и преодолеть дистанцию, перебороть комплексы и страх, дать себе возможность быть свободным человеком, свободным ото всех преград, знающим, что многое можно преодолеть. Эти слова были бы прекрасным завершением моей статьи, но я не хочу ее заканчивать, потому что для меня – продолжение следует. Image P.S. Отдельно хочу поблагодарить моего близкого друга – Варужана Гегамяна. Спасибо за то, что в свое время поддержал мои стремления и помог воплотить их в жизнь.

Leave a Reply

